16:15
Семинар «Формирование математической грамотности во внеурочной деятельности и в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации»

«Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться

дальше без помощи учителя»

Элберт Грин Хабборт ( 1856-1915),

американский писатель, художник и философ

Важнейшая задача и функция школьного образования - это создание условий для успешной социализации обучающихся. На эффективность социализации влияет образованность человека, воспитанность и развитость. А самым главным условием социализации является грамотность.

Функциональная грамотность обнаруживает себя в конкретной ситуации, так же, как и функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или профессиональной деятельности. Функциональная грамотность есть характеристика, которая дается человеку, прошедшему определенный этап образования. Образование при этом рассматривается как сфера деятельности и средство, обеспечивающее определенный уровень грамотности. Очевидно, что на формирование функциональной грамотности влияет множество социальных факторов и современных общественных тенденций.

Функциональная грамотность – явление метапредметное, это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

Мы сегодня едины во мнении, что реализация основ формирования функциональной грамотности обучающихся по математике сводится к решению следующих задач: изучить состояние проблемы формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся по математике в теории и практике обучения на данном уровне; определить методолого - теоретические основы формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся;  определить методы и принципы преемственности развития функциональной грамотности обучающихся; разработать методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся на уровне основного среднего образования.

Вопросам формирования математической грамотности в учебной деятельности был посвящен семинар, который подготовили и провели учителя математики Дубовского района в рамках регионального навигатора методических активностей, 17 марта 20223 г.

Семинар был запланирован Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Ответственным специалистом от МО была Тамара Романовна Сташевская, ответственным педагогом – руководитель РМО математиков Елена Валентиновна Солодунова. В работе семинара принимали участие учителя математики различных муниципалитетов Ростовской области.

Елена Вячеславовна Маликова учитель математики МБОУ Комиссаровской СШ № 9 им С.В.Рыбальченко рассказала о работе по формированию математической грамотности во внеурочной деятельности. Одним из интересных мероприятий, проведенных Еленой Вячеславовной была деловая игра «Будущие бизнесмены».  Цели игры    – показать широту применения в жизни математических и процентных вычислений, ориентировать обучающихся на прикладное применение математических знаний в профессиональной деятельности. По мнению педагога, в современном мире математическая грамотность становится одним из основных факторов, способствующих активному участию  как взрослого человека, так и ребенка в социальной и культурной деятельности.

Для развития математической грамотности важно, чтобы ученики знакомились с материалом из реального мира, в котором используется математика.

Опытом работы по формированию математической грамотности во время подготовки к основному государственному экзамену по математике поделились Феруза Абдуллаевна Джемилева, учитель математики МБОУ Барабанщиковской СШ № 4 и Галина Ивановна Гайворонская, учитель математики МБОУ Дубовской СШ № 1 им. М.Ф. Потапова. Коллеги акцентировали внимание на решении задач, которые вызывают у обучающихся затруднения. Это так называемые задачи «на шины», «теплицы», «дачные участки», «форматы листов». Феруза Абдуллаевна уверена, что обучение с использованием практико-ориентированных задач приводит к более прочному усвоению знаний, так как возникают аналогии с конкретными действиями и событиями из реальной жизни. Особенность этих заданий вызывает повышенный интерес обучающихся, способствует развитию любознательности, творческой активности. Галина Ивановна поддержала коллегу и добавила, что задача педагога - развивать восприятие окружающего детей мира, мотивированность в познании, воспитывать способность к адаптации в разных ситуациях, развивать способность к творческому мышлению, нестандартным решениям, к достижению поставленной цели.

Валентина Васильевна Емельяненко, учитель математики МБОУ Дубовской СШ № 1 им. М.Ф. Потапова рассказала о том, как она работает над формированием математической грамотности обучающихся в ходе подготовки к единому государственному экзамену. Валентина Васильевна остановилась на решении контекстных задач, которые встречаются в ЕГЭ, а именно простейшие текстовые задачи, задачи на применение теории вероятности, чтение графиков и диаграмм, работа с таблицами, выбор оптимального варианта и другие. Педагог считает, что научиться решать практико-ориентированные задачи – это значит подобрать ключ к познанию мира.

Учитель математики Дубовской СШ № 1 им. М.Ф. Потапова Наталья Григорьевна Ковалева в своем выступлении рассказала о ресурсах, которые возможно использовать для формирования математической грамотности обучающихся. Наталья Григорьевна в своей работе использует ресурсы центра ГГТУ «Учитель будущего», банк заданий ФИПИ, института стратегии и образования, РЭШ и многие другие. Педагог уверена, что использование электронных ресурсов поможет обучающимся  развить нестандартное мышление, логику, арифметические навыки, пространственное и алгоритмическое мышление и поддержать интерес к предмету.

Учитель математики МБОУ Романовской СШ № 12 Елена Валентиновна Солодунова отметила, что еще лет 15 назад про термин «математическая грамотность» мало кто слышал. Но все изменилось, когда президент РФ Владимир Владимирович Путин сформулировал задачу, в которой говорилось, что Россия должна войти в десятку лучших стран по качеству образования к 2024 году. Эта задача была сформирована и подписана в виде указа в мае 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Структура школьного образования переживает качественные перемены. На передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам - это умение работать сообща, проявлять лидерские качества, активность, самостоятельность, владение ИТ-компетентностью, финансовой и читательской грамотностью и многое другое. Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания.

Таким образом, процесс обучения выпускников в школе должен быть нацелен на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь».

 

Е.Солодунова

руководитель РМО учителей математики Дубовского района.

Просмотров: 76 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]