12:29
Семинар «Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики»

В условиях модернизации системы образования в РФ возрастает роль предметов естественнонаучного цикла, способных обеспечить разработку эффективных путей и средств решения жизненно важных для людей задач и проблем, в том числе предмета «Физика».  Одной из основных задач физического образования в структуре общего образования является формирование естественнонаучной грамотности и интереса к науке у основной массы обучающихся, которые в дальнейшем будут заняты в самых разнообразных сферах деятельности.

Вопросам формирования естественнонаучной грамотности на уроках физики посвящен семинар подготовленный методическим объединением учителей физики Дубовского района и проведённый   28.02.2023г. при    помощи VK Звонки - приложения для бесплатных видеоконференций. Данное мероприятие было запланировано Центром непрерывного  повышения профессионального мастерства педагогических работников г. Ростова –на-Дону в рамках регионального навигатора методических активностей.

Ответственным специалистом от МО была Сташевская Тамара Романовна, ответственным педагогом – Мордовцева Светлана Геннадьевна. На встрече присутствовали учителя физики различных муниципалитетов Ростовской области.

Павел Николаевич Шулешов, учитель физики МБОУ Гуреевской СШ № 8, познакомил присутствующих на встрече со своей системой работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках физики. По мнению педагога, основная деятельность при изучении физики – исследовательская деятельность, которая должна применяться при изучении физической теории, решении задач, проведении демонстрационного эксперимента и  выполнении лабораторных работ.  Павел Николаевич  руководствуется идеей А. Энштейна: «Задачи должны не только и не столько способствовать закреплению знаний, тренировке в применении изучаемых законов, сколько формировать исследовательский стиль умственной деятельности».

Ковалёва Наталья Григорьевна – учитель физики и математики МБОУ Дубовской СШ № 1 им. М.Ф. Потапова – ознакомила участников встречи с перечнем  ресурсов по  формированию естественнонаучной грамотности.

Наталья Григорьевна в своём выступлении отразила возможности и особенности различных ресурсов для формирования функциональной грамотности, в том числе и естественнонаучной грамотности, поделилась опытом работы по использованию некоторых из них. Педагог использует в своей работе задания из ФИПИ Открытый банк заданий https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti, Банка заданий по функциональной грамотности. Просвещение.  https://media.prosv.ru/fg, ИСРО (институт стратегии развития образования) http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost, а также задания  РЭШ https://resh.edu.ru/subject/4/.

По мнению российских учёных в области школьного образования естественнонаучная грамотность «проявляется в решении проблемных заданий, выходящих за пределы учебных ситуаций и непохожих на стандартные задачи…», «Задания нового типа переориентированы с проверки конкретных предметных знаний на проверку умения ими оперировать».

Северина Ольга Владимировна, учитель физики и математики МБОУ Весёловской СШ № 2, поделилась своим опытом формирования ЕНГ на уроках физики при помощи УМК Пёрышкина И.М., Гутника Е.М., Иванова А.И.

По мнению Ольги Владимировны, система заданий данного УМК соответствует модели ОГЭ, формирует умения объяснять и описывать явления, формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных «Сделай вывод», прогнозировать изменения или ход процессов. В учебнике представлено большое число заданий практического содержания, моделирующих конкретные практические ситуации,  а также учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций. Задания такого типа, а также проекты и экспериментальные задания, исследовательские,  в том числе и домашние эксперименты, проектные учитель использует для  формирования естественнонаучной грамотности школьников. При проведении экспериментальных заданий и лабораторных работ Ольга Владимировна использует оборудование «Точки роста. Физика».

Формирование естественнонаучной грамотности – это не только образовательная, но и гражданская характеристика; важнейший фактор развития культуры и конкурентноспособности страны, одно из необходимых условий становления информационного и технологически развитого общества.

Руководитель РМО учителей физики Дубовского района  Мордовцева С.Г.

Просмотров: 97 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]