Рекомендации по созданию негосударственной частной дошкольной образовательной организации
Повышению экономической эффективности дошкольных образовательных учреждений, решению задачи замещения услуг дошкольного образования частными образовательными услугами и услугами частно - государственного партнерства способствует расширение организационно-правовых форм и моделей дошкольного образования.
Приоритетными моделями негосударственного сектора дошкольного образования являются:
частный детский сад, зарегистрированный в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве негосударственного дошкольного образовательного учреждения, который, являясь юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон РФ «Об образовании»), имеет государственную лицензию на ведение образовательной деятельности;
частный детский сад, зарегистрированный в установленном законом порядке в качестве юридического лица и предоставляющий услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста (лицензия не требуется).
Правовое регулирование создания и деятельности образовательного учреждения - как государственного, так и негосударственного - строится на общих принципах и регламентируется в большинстве случаев одними и теми же законодательными и нормативно-правовыми актами:
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с 1.09.2013 г.);
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 октября 2011 г. № 2562;
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13»;
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Согласно данным нормативно-правовой базы частный детский сад является негосударственным образовательным учреждением и может функционировать лишь при наличии статуса юридического лица. Его учредителями могут выступать отечественные и иностранные организации всех форм собственности и их объединения, общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации и иностранные граждане (алгоритм открытия частного детского сада (организации) прилагается).
1.Разработка и утверждение Устава частного детского сада
Деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений регулируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 октября 2011 г. № 2562. На его основе разрабатывается Устав.
При разработке Устава частного детского сада должны соблюдаться требования ст.25 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». Устав в обязательном порядке должен содержать:
наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;
наименование учредителя;
указание на организационно-правовую форму образовательного учреждения;
цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
основные характеристики образовательного процесса (язык, на котором ведется обучение и воспитание; порядок приема детей в учреждение; продолжительность обучения на каждом этапе; порядок и основания отчисления воспитанников из учреждения; режим занятий; наличие платных образовательных услуг; порядок их предоставления; порядок оформления отношений образовательного учреждения и родителей (законных представителей) детей;
структура финансовой и хозяйственной деятельности учреждения, в т.ч. в части: использования имущества, закрепленных учредителем за учреждением; финансирования и материально-технического обеспечения деятельности учреждения; наличия предпринимательской деятельности;
порядок управления учреждением, в т.ч.: компетенция учредителя; структура, порядок формирования органов управления, их компетенция, порядок работы; порядок комплектования персонала и условия оплаты труда; порядок изменения устава; порядок ликвидации и реорганизации;
права и обязанности участников образовательного процесса;
перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др., регламентирующих деятельность учреждения).
Устав частного детского сада является учредительным документом и утверждается его учредителем. Учредитель рассматривает проект Устава, проверяет соответствие формы и содержания Устава установленным требованиям и утверждает его.
Утвержденный устав должен быть пронумерован, прошит и скреплен печатью.
Руководитель образовательного учреждения обязан:
после утверждения Устава в установленном законодательством порядке осуществить его государственную регистрацию в налоговом органе;
предоставить учредителю копию Устава, прошедшего регистрацию в налоговом органе.
2 . Аренда помещений
Частные детские сады могут размещаться в помещениях, соответствующих санитарно-гигиеническим, противопожарным, педагогическим и другим требованиям для дошкольных образовательных учреждений: как правило, - в арендованных помещениях частных домов или нескольких квартир, либо собственное жилье предпринимателя (владельца частного ДОУ), отдельно стоящих малоэтажных зданиях (не более 2-х этажей) с прилегающей закрытой территорией (за городом - это небольшие коттеджи), и (или) вновь построенных с учетом требований законодательства и особенностей пребывания детей-дошкольников.
СанПиН предусмотрен ряд требований, предъявляемых к дошкольным заведениям. Согласно нормам на каждого ребёнка должно приходиться как минимум 6 кв. м. площади. В детском саду должно быть не менее 3-х помещений: спальня, столовая, игровая. На практике комнат понадобится значительно больше: кабинет заведующего, раздевалка, комнаты для занятий по интересам, спортзал, бассейн, пищеблок и проч. Имеет значение высота подоконников и потолков. Необходимо покрыть влагоустойчивой краской стены, организовать подогрев полов.
Перед открытием частного детского сада владельцу целесообразно ознакомиться с полным списком требований СанПиН к дошкольным заведениям.
3. Регистрация частного детского сада
Создание некоммерческих организаций регламентируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Некоммерческие организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данным законом регламентируется порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей для оказания услуг в сфере образования.
Государственную регистрацию юридических лиц осуществляет территориальный орган Министерства по налогам и сборам России.
Процесс регистрации НОУ, как и любого другого юридического лица, включает в себя следующие этапы:
сбор и подготовку необходимых документов;
регистрацию юридического лица в территориальном налоговом органе и - одновременно регистрацию учреждения в качестве налогоплательщика;
изготовление печати;
присвоение кодов статистики;
постановку на учет во внебюджетных фондах;
открытие расчетного счета.
Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:
заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;
решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
сведения об учредителях в двух экземплярах;
документ об уплате государственной пошлины;
сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;
выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица.
Подробная информация о порядке заполнения различных документов для государственной регистрации содержится в постановлении Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».
Подробности изложены в методических разъяснениях по порядку заполнения отдельных форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом ФНС Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16 «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя» (вместе с «Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица», «Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2004 № 6220).
Порядок постановки на учет в налоговом органе юридических лиц, прошедших государственную регистрацию после 1 июля 2002 года, утвержден приказом МНС России от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц» (зарегистрировано в Минюсте РФ 24.03.2004 № 5685). Некоторые разъяснения обозначены в письме МНС РФ от 21.07.2004 № 09-0-10/2980 «О заполнении формы № 09-1-4, утвержденной Приказом МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178».
4. Оборудование помещений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях
Частный детский сад должен быть оснащен специальной детской мебелью, оборудованием для проведения спортивно-оздоровительных процедур, посудой, постельными принадлежностями, канцтоварами, учебно-методическими пособиями, развивающими играми и игрушками, кухонным оборудованием и т.п. в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 и Федеральными государственными образовательными стандартами.
Более того, необходимо получить заключение Ростпотребнадзора и Управления государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и соответствии помещений санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности для осуществления образовательного процесса. Такое заключение необходимо только дошкольным организациям, осуществляющим реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Таким образом, функционирование групп по присмотру и уходу за детьми без реализации программы дошкольного образования допускается без наличия санитарно-эпидемиологического заключения.
Порядок получения санитарно-эпидемиологического заключения размещен на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
5. Выбор образовательной программы
Режим работы частного детского сада и длительность пребывания в нем детей определяются его Уставом, правилами внутреннего распорядка, договором между руководителем частного детского сада и родителями. Допускается его функционирование в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми.
Содержание образовательного процесса частного детского сада, так же как и государственного (муниципального), определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разработанной в соответствии с федеральными требованиями к структуре и условиям реализации таких программ. Дошкольное образовательное учреждение любой формы собственности самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, внесении изменений в них, а также разработке собственных (авторских) программ, соответствующих Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Язык, на котором ведётся обучение и воспитание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, определяются ее Уставом и (или) разработанной и утвержденной ею в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации образовательной программой.
6. Комплектование кадрами
Как правило, педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, в том числе и в рамках частного детского сада допускаются лица, имеющие профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.
Круг лиц, которые не допускаются к ведению педагогической деятельности, определен Трудовым кодексом Российской Федерации.
Педагогические работники детского сада проходят периодическое медицинское обследование, которое проводится за счет средств предпринимателя.
Частный детский сад несёт в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, определенных его Уставом; реализацию не в полном объеме образовательных программ; качество реализуемых образовательных программ; жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время организации образовательного процесса; иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Использование антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья дошкольников образовательных технологий, методов обучения и воспитания, запрещается.
Взаимоотношения негосударственного (частного) образовательного учреждения и воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, гарантии и ответственность образовательного учреждения в случае приостановления действия или аннулирования лицензии.
7. Получение лицензии на право образовательной деятельности
В соответствии с п.8 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174, образовательное учреждение представляет заполненное по установленной форме заявление и необходимые документы в отдел лицензирования и государственной аккредитации управления образования и науки Ростовской области. После получения лицензии некоммерческая образовательная организация, включая частный детский сад, может применять установленные законодательством льготы, в первую очередь налоговые.
8. Постановка на учёт во внебюджетные фонды
Зарегистрированный частный детский сад должен быть поставлен на учет во внебюджетных фондах: Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования. Документы для постановки на учет в вышеуказанных фондах предоставляются в соответствии с требованиями фондов.